Виртуальная экскурсия
История Музея
Год создания музея: 1961, ноябрь
Организатор и первый руководитель музея: Кафидова Лидия Никитична.
|
|
Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединил в многие поколения учителей и выпускников разных лет, является хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.
Методическая функция музея тесно связана с поисковой и объединяет педагогический коллектив и уч-ся в едином деле. Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем. Музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по родному краю, расширяет кругозор учащихся, развивает у них познавательный интерес. Музей организует подготовку и празднование юбилея школы, встречи с выпускниками, ветеранами войны, гостями школы. Музейные фонды широко используются в учебно-методической и воспитательной работе школы, при написании школьных сочинений на темы: «Описание памятника», «Из семейного архива, при проведении» уроков мужества. По музейным материалам учащиеся пишут исследование работы.
На протяжении всего периода деятельности музей неоднократно признавался лучшим школьным музеем Шенталинского района, участвовал в различных областных и окружных конкурсах по музейному делу.
До 1977 года бессменным руководителем музея была Кафидова Л.Н. Именно при ней в школе была организована огромная поисковая работа, пополнены основные фонды музея.
С 1977 года по настоящее время руководителями музея были настоящие энтузиасты своего дела: Павлова Т.Ф., Радаева Т.В., Токмачева Т.Е., Лапазина Е.С., Золотарев П. В., Касимова Г.Л.
Поисковая работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщения краеведческого материала в фондах школьного музея. Собран материал о ветеранах педагогического труда, о жизни и деятельности интересных и талантливых земляков, подготовлен проект о выпускнике школы, ст. лейтенанте А.П. Козлове. В музее собран богатый материал об истории Шенталы, истории школы.
-
- Тема. Великая Отечественная война.
Разделы: Никто не забыт, ничто не забыто.
Герои Советского Союза – наши земляки.
Участники войны нашей школы.
Лейтенант А.П. Козлов.
Эвакогоспиталь 4440.
Здесь тыл был фронтом.
- Тема. История школы
Разделы Истории школы
Директора школы.
Заслуженные учителя.
Наши медалисты.
-
- Витражи: предметы быта (деревянные, металлические, гончарные)
Археологические находки.
Награды, письма времен ВОВ.
Количество и краткая характеристика экспонатов фонда: Археологические находки, подаренные школьному музею Куйбышевским краеведческим музеем.
Оформление и оборудование экспозиций 1. 3 картины худ. Белинова «Строительство ст. Шентала», « В деревенском доме», «Родные просторы» 3 стенда «Герои Советского Союза – наши земляки», «Никто не забыт и нечто не забыто», «Участники войны нашей школы», «А.П. Козлов», «Эвакогоспиталь 4440», «Здесь тыл был фронтом», вне помещения музея стенд «История школы», «Наши медалисты».
Количество и краткая характеристика экспонатов основного фонда:
14 экспонатов подарил школьному музею Куйбышевский краеведческий музей в 1963, 1965 г.г. Это омманит окаменевший, окаменелая раковине, зуб мамонта, часть черепа ископаемой лошади, позвонок ихтиозавра, рог ископаемого бизона и т.д. Много предметов домашнего обихода (36 предметов), которые принесли в музей жители Шенталы и учащиеся школы. Это предметы из дерева, глины, меди, металла, утюги, самовары, картины, гребень, горшки глиняные, поднос, плетеное лукошко из бересты, качедык, ложка деревянная, трубка для табака и т.д. Сундук для приданного мордовской девушки. Огромное количество сувениров, подаренных школе от выпускников школы, жителей Шенталы, сувенир «Казанлыкская роза» ( подарок директора леспромхоза Шамина А.И.). Книги подаренные Ю. Ф. Горячевым выпускником школы бывшим губернатором Ульяновской области, стихи и картины местных художников и поэтов. Письма с фронта, ордена и медали ВОВ, личное дело и простреленный военный билет выпускника нашей школы Власова Сергея, погибшего в Чеченской войне. В музее имеется большое количество альбомов по разной тематике которые были приготовлены учениками школы как краеведческое задание (например альбом о А. Зиганшине, альбом о выпускниках школы, альбом об истории Шенталы).
Основные направления деятельности музея:
– Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
– Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – школьники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс.
Например, в создание новой экспозиции, можно привлекается вся школа. Так, на уроках истории разрабатывается научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполняются чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока технологии – его изготавливают; на уроках ИЗО – составляют и отбирают варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществляют расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – занимаются компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
– Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
– Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Выпускники военных лет |
Вафина Н.Г. – зенитчица, учитель. |
Воспитанники д/д № 7 |
В музее большое количество стендов по тематике «Великая Отечественная война»: